В 2018 году исполняется 90 лет со дня рождения Валентина Андреевича Галочкина — нашего земляка, талантливого скульптора, художника, «присутствующего» монументальными композициями во многих уголках на постсоветском пространстве.

Родился 22 ноября 1928 года в Днепропетровске.

Во время Второй мировой войны семья Галочкиных была эвакуирована в Краснодарский край, а затем — Узбекистан.

В 1944 году семья вернулась в Днепропетровск, где с 1944 по 1949 годы Валентин Галочкин начал получать специальное образование в Художественном училище (преподаватели — Михаил Панин и профессор Алексей Жирадков).

С 1949 по 1955 годы продолжил учебу уже в Киевском художественном институте на факультете скульптуры, находясь под значительным творческим влиянием профессора Макса Исаевича Гельмана.

Дипломная выпускная работа «Сталевар» (1956) была высоко оценена экзаменационной комиссией и отлита в бронзе за счет института. В том же году работа была приобретена Министерством культуры и выставлена ​​в Государственном художественном музее г. Львов.

С 1956 по 1959 годы работал на должности главного художника в Киевском скульптурном комбинате.

С 1957 года — член Союза художников СССР.

В 1968 году стал лауреатом премии Венского фестиваля молодых художников.

В 1960-х и 1970-х годах совершил несколько поездок в Великобританию, Францию, Египет и Грецию.

В 1986 году в связи с аварией на Чернобыльской АЭС вместе с семьей переехал из Киева в Москву.

До 1991 года исполнял государственные заказы (в том числе памятники на территории Украины), а позже — в 1999 году – работал в России.

В 1999 году эмигрировал в Германию (жил в Висмаре, с 2002 года — в Гамбурге).

С 2000 года — член Союза художников Германии.

В 2002 году состояние здоровья скульптора резко ухудшилось, в последующие несколько лет он перенес ряд сложных операций.

Ушел из жизни 3 ноября 2006 года. Похоронен в Москве на кладбище Нахабино.

После себя оставил большое творческое наследие. Работы хранятся в 15 музеях Украины и России, а также в частных коллекциях в США, Франции, Германии, Австрии, Польше, Венгрии, Японии, Китае и Израиле.

Днепропетровский художественный музей в своем собрании также имеет скульптуру, созданную Валентином Галочкиным в начале 1960-х годов — в пик активного индивидуального творческого становления. Массивный мраморный бюст «Портрет рабочего» (1961), конечно, стоит в ряду тематически смежных работ, в духе времени им созданных. Как отмечал сам автор: «Я хочу спеть гимн нынешнему рабочему, работающему физически, а не завтрашнему, работающему в халате. Тому, завтрашнему, напишет гимн его современник». Идейно в контексте эпохи выполнена работа все же сразу выдает общую художественную интеллектуальность автора. Реализован в белом мраморе бюст обычного, казалось бы, рабочего несколько поражает вниманием к материалу и «интеллигентностью» подхода в разработке формы. В этом, собственно, и проявляется главная характеристика скульптора Валентина Галочкина — наделенного природным талантом и профессионально образованного художника, который состоялся не только как автор монументальных скульптурных композиций, но и как мастер станковой пластики.

Современники и искусствоведы нередко называли Валентина Андреевича скульптором-мыслителем, аналитиком материала и формы, преданного рациональности выбранного им вида изобразительного искусства. Так, его приверженность к лаконичности, скованности формы порождали особый тип художественного образа: когда весь его драматизм концентрировался, замыкался непосредственно в форме. Это касается и работ на общественно культивируемые тогда темы (монументы «Бабий Яр», 1964; «Жертвы войны», 1965; «Скорбящая мать», 1965; «Материнство», 1972; «Вдовы», 1975; «Героям флотилии», 1976; «Сожженной деревне», 1979; «Скорбь», 1988; «Проводы», 1988 и др.), и также в других творческих работах разных жанров.

Примирение любви к классике и следование модерным поискам, гармония между натурным и символическим корсетами образа, соответствие смыслового наполнения и формы наиболее полно отразились в серии женских торсов, парных и аллегорических станковых композициях («Девушка с птичкой» и «Девушка с одуванчиком», 1965; «Мать и дитя», 1982; «Королева», 1965; «Русалка», 1977; «Борьба», 1976; «Лежащая», 1968; «Река», «Обнаженная», 1970; «Музыка», 1975 и др.).

Еще одной интересной гранью творчества Валентина Галочкина была разработка жанра портрета. В различных материалах и техниках скульптор характерно увековечил рядовых граждан, товарищей, знакомых, родных, выдающиеся исторические персоналии, а также известных современников.

В целом же, численное творческое наследие художника остается недостаточно изученным и потому интересным отражением целой непростой эпохи, отдельной творческой судьбы. И много интересностей или закономерностей, или противоречий того времени можно искать уже сегодня и завтра следующим поколениям художников, исследователей и просто любителей изобразительного искусства.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях!